Первым странным обстоятельством в истории Пифагора при сравнении ее с жизнью Иисуса было то, что они были уроженцами почти одной и той же местности. Пифагор родился в Сидоне, а Иисус в Вифлееме, оба города в Сирии. Отец Пифагора, как и отец Иисуса, был пророчески извещен о том, что у него родится сын, который явится благодетелем человечества.
Оба родились в то время, когда их родители были вне дома. Иосиф и его жена были на пути в Вифлеем для уплаты налогов, а отец и мать Пифагора путешествовали из Самоса, своей резиденции, в Сидон по делам. Пифазис, мать Пифагора, имела соитие с духом бога Аполлона, или Бога Солнца (конечно, это был, наверняка, святой дух, а в случае с Иисусом был Святой Дух), который впоследствии явился к ее мужу и сказал ему, что тот не должен возлегать с женой все время ее беременности – история та же самая, по сути, что случилась с Иосифом и Марией.
Из-за этих обстоятельств Пифагор был известен под тем же именем, что и Иисус, а именно как сын Бога, и люди верили, что Он был Божественно вдохновлен.
Этот самый знаменитый философ родился где-то между 600 и 590 гг. до Р.Х. и жил около ста лет. Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических школ.
Он жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля. Впоследствии школа Ессеев была посвящена по большей части интерпретации пифагорейских символов.
Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии. Хотя многие полагали его учеником Зороастра, сомнительно, чтобы его учителем был богочеловек, которого почитали персы. Хотя данные о его путешествиях расходятся между собой, историки согласны в том, что он посетил много стран и учился у многих учителей.
Аналогия между Христом и Пифагором, которую проводит Менли П. Холл, весьма примечательна. Но эта связь станет еще более очевидной, если сопоставить христианские заветы и догматы с постулатами и образом жизни пифагорейцев, с их учением о числах. Общины пифагорейцев – исторический и канонический прообраз первохристианских гностических сект.
Пифагор и его последователи свои познания о Логосе, о Первоедином почерпнули из древнейших Писаний и Учений. Они внесли большой вклад в науку о явных и тайных Числах, положили начало пифагореизму – мощному духовному течению, которое было использовано для утверждения христианства апостолами и евангелистами, гностиками и кабалистами.
Рассказывали, что Пифагор был склонен ко всем наукам. У опытных наставников он изучал геометрию и астрономию, музыку и живопись. Предание гласит, что Фалес Милетский, самый знаменитый из семи Мудрецов, склонил его плыть в Египет, к Жрецам Мемфиса, где и сам некогда постигал движение светил, причины затмений и равноденствий.
В Египте Пифагор овладел премудростью Жрецов, познал их таинства, научился толкованию снов – глубоко усвоил психологию. Там он «выучил египетский язык с его тремя азбуками – письменной, священной и символической (первая из них изображает обычный язык, а две другие – иносказательный и загадочный) и узнал многое о богах».
Война прервала учебу. Плененный в Египте, Пифагор был угнан в Вавилон, где постиг учение халдеев о тайнах исчислений, о звездных кругах и циклах, за глубокие познания был посвящен в таинства древних мистерий. Там видел он и Вавилонскую башню. Много странствовал по Малой Азии, он некоторое время жил у царя арабов.
Говорили, что Пифагор «посетил даже Халдея Зарату (=Зороастра), и тот изложил ему учение, согласно которому есть две изначальные причины вещей: отец и мать, отец – свет, мать – тьма, части света – горячее, сухое, легкое, быстрое; части тьмы – холодное, влажное, тяжелое, медленное; из них, из женского и мужского начала, состоит весь космос» Персидские маги посвятили его в свои секреты, истолковали «законы природы и начала всего».
Время пребывания Пифагора на Востоке совпадает с возвращением древних евреев из Вавилонского плена. Многочисленные караваны двинулись в Иерусалим после указа царя Кира в 537 г. до н.э., коим было завершено почти 70-летнее порабощение. Там пытливый Мудрец мог беседовать с местными учеными, старыми левитами и раввинами, фанатичными приверженцами Иеговы.
Там была у него возможность глубоко проникнуть в сокровенную тайну Торы. Свитки священных Писаний в те времена были широко распространены. Спустя годы Пифагор возвратился в родной город Самос, «умудренный безмерным познанием».
На родине Пифагор основал религиозно-философскую школу, которая и стала называться его именем. Он излагал свое математическое учение, преподавал акустику, гармонию небесных сфер, посвящал в тайны жизни и переселения душ. Пифагор был аскет и служил ученикам примером высокой нравственности. Когда власть в Самосе захватил тиран Поликрат, мудрый Пифагор покинул город, рассудив, что не пристало философу пребывать в тираническом государстве.
Перебравшись в Южную Италию, где были греческие общины, Пифагор создает в Кротоне союз единомышленников, который стал одновременно и научно-философской школой, и религиозно мистической сектой, и политической партией.
Все имущество они считали общим, а самого Пифагора причисляли к Богам. Вступая в общество, ученики клялись Тетрактидой (Четверицей), которую почитали священным числом справедливости.
Примером и содействием своим союз помог освободиться от тиранической зависимости многим городам Италии. Против Пифагора и его учеников был устроен заговор. Когда Учитель уехал в Делос, его дом в Кротоне был сожжен, ученики перебиты, союз разгромлен. Пифагор долго скитался, пока не обрел приют в Метапонте, где окончил свои дни.
Пифагор – личность почти мифическая. Диоген Лаэртский утверждал, что таковых было четверо, а перечисляя их происхождение, насчитывает восемь. К плеяде Пифагоров, по свидетельству Плутарха, относили и Нуму, одного из первых правителей Рима, хотя царь этот жил почти на пять поколений раньше настоящего Пифагора.
Иные утверждали, что Нума был лишь другом ученого – Пифагора Спартанского, а своим царским воспитанием и знаниями был обязан какому-то варвару, более мудрому, нежели сам Пифагор. Древние сказания лишь подтверждают, пифагорейское учение восходит к временам очень древним, и столь же давно числовая премудрость разделялась на тайную и открытую.
Так, согласно завещанию Нумы, после смерти его тело положили в каменный гроб, а в другой – священные книги, 12 жреческих и 12 философских на греческом языке, написанные им собственноручно.
Еще «при жизни сообщив жрецам их содержание, во всех подробностях растолковав смысл этих сочинений и научив применять их на деле, велел похоронить вместе с собою, считая неподобающим сохранение тайны безжизненным буквам. Исходя из тех же доводов, говорят, не записывали своего учения и пифагорейцы, но неписанным предавали его памяти достойных.
И если трудные, не подлежащие огласке геометрические исследования поверялись человеку недостойному, божество, по словам пифагорейцев, вещало, что за совершенное преступление и нечестие оно воздаст великим и всеобщим бедствием. А потому вполне извинительны ошибки тех, кто, видя так много сходного, старается сблизить Нуму с Пифагором».
Когда четыреста лет спустя сильные дожди размыли могилы и с каменных гробов свалились крышки, обнаружилось, что один из них пуст, без малейших следов праха Нумы. А в другом лежали книги. По решению сената, чтобы не стало их содержание достоянием толпы, все книги сожгли.
В своем повествовании о жизни Пифагора и его учеников Порфирий говорит, что главным в делах Учителя было стремление к истине, «ибо только это приближает людей к богу: ведь от магов он знал что бог, которого они называют Ормаздом, телом своим подобен свету, а душою – истине».
О Пифагоре молва разносила много чудесных историй. Способствовали тому и его рассказы, дивное учение о метампсихозе – бессмертии и переселении человеческих душ. Сам Пифагор утверждал, что спускался в Аид, и пробыл там 207 лет. В Аиде он видел, «как за россказни о богах душа Гесиода стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера повешена на дереве среди змей».
Эти 207 лет считаются «психогоническим числом пифагорейцев», оно указывает на время между двумя превращениями человеческих душ (по другим версиям 216 лет).
Число 207 вызывает удивление. Оно выразительно, одиноко, словно выпало из неведомого ряда. Картины подземного царства жутковаты и колоритны.
Впрочем, нам известно, что и Данте прошел все круги Ада, видел там «осиянного величием» Гомера и многих других поэтов и философов. Его путь преисполнен геометрической и образно-числовой символикой. Пребывание Пифагора в Аиде тоже не лишено символической окраски.
Мистическим картинам возможно дать следующее толкование: Гесиод и Гомер – основоположники божественной поэзии. «Медный столп» – это вечно звучащий исток поэтического слова, воспевающего земную жизнь и служащий ей опорой. «Дерево и змеи» – символ глубоких знаний законов бытия.
Образы эти ярко представлены в эдемской драме. Ведь Гесиод создал «Теогонию», где дал родословную Богов, Гомер развернул мифологические картины борьбы Богов и Героев разных исторических эпох.
Адам в раю тоже открывает историю библейского богоборчества. Эпические произведения написаны шестистопными стихами (hexametron – основополагающий размер, происхождение которого, несомненно, восходит к ритму божественных Дней Творений: Hexaemeron – шестидневный период).
Может быть, Пифагор своей притчей об Аиде поведал ученикам, что после долгих раздумий о первоначалах, он в древней поэзии обнаружил тайный Закон и извлек его из тьмы забвения в светлый мир знания, и это преобразило его жизнь?
Пифагор, как известно, не стал безмолвным хранителем древних секретов. Он передает потайные принципы предвечного Закона своим ближайшим ученикам, применяет их на практике. И здесь следует отметить, что раскрывая и разъясняя древнее учение, Пифагор фактически нарушал веками освященный принцип эзотерии – «молчать о тайном».
Для всех Посвященных было незыблемо древнейшее предостережение: «это есть тайна, дающая смерть. Сомкни уста твои из опасения, чтобы не выдать ее невежде; сожми мозг твой из опасения, чтобы ничто не вырвалось из него и не проникло наружу».
Трактуя Числа, Знаки, Символы, их незримые взаимосвязи, Пифагор хотя и принимал меры, чтобы не разглашались самые главные секреты, все-таки он делал «тайное явным», невольно или намеренно подрывал незыблемые устои восточных и семитских религий.
Нельзя исключать, что здесь кроется одна из причин пифагорейской драмы, трагическим началом которой стал пожар и разгром союза в Кротоне, а нескончаемым продолжением – неотвратимый рок, искореняющий науку Пифагора на протяжение веков и тысячелетий. Судьба Пифагора и его учения – ярчайшее выражение борьбы идей.
После разгрома пифагорейского союза тяжкая участь постигла почти всех его участников (Их роковую судьбу впоследствии разделили неопифагорейцы и первохристиане-гностики). Пифагор означает – «убеждающий речью».
Он не писал книг, если не считать трех, упоминаемых его последователями: «О природе», «О государстве», «О воспитании». Феноменальная память Пифагора хранила весь объем им обретенных и созданных знаний. Поэтому учение о Числах, их мистический смысл, многие пифагорейские открытия в значительной мере были утрачены. Глубокий упадок продолжался несколько веков.
Идеи Пифагора о Едином, о Первоначалах, о Космосе, Универсуме, Гармонии Сфер, Числах и Геометрических фигурах полностью совпадают с представлениями Мифологов и Кабалистов.
Исторически иудейский Танах формировался как раз в ту пору, когда молодой Пифагор, сын Мнесарха, покинул Ионию и в середине VI века до н.э. отправился на Восток, где постигал высшую Мудрость. Нам еще придется собирать крупицы сведений о древних Словах-Числах из многих источников.
О Числах пифагорейских
Пифагор сделал много открытий, главное внимание уделяя науке о Числах. Весь Мир он рассматривал словно сквозь геометрическую призму и создал сложную теоретическую систему, основу которой составляли числовые фигуры. Ученый довел до совершенства геометрию, разработал принцип разделения монохорда.
А когда нашел, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, его восторгу не было предела. Говорят, он принес богам гекатомбу – пожертвовал 100 быков.
Впрочем, есть и другие сведения: Пифагор принес в жертву лишь одного «быка, сделанного из пшеничного теста», ибо не ел мясного и наставлял тому своих учеников. Говорят, потрясен был Пифагор, когда постиг смысл Чисел и увидел бездну, сокрытую в корне из двух...
Однако в темном Хаосе иррациональности он выявил лучезарную гармонию, постиг законы пространства и времени, первым из эллинов ввел меры и веса, применил их на практике. С именем Пифагора связано учение о Едином, о Первоначалах, о Сущем, об Универсуме, Гармонии Сфер, о Космосе. Ученики его знали о шарообразности Земли, что Семь Планет обращаются вокруг Солнца.
В учении Пифагора рациональное и мистическое слились воедино, дав мощный толчок противоречивым изысканиям, а все движение получило широкую известность в истории античной мысли как «пифагореизм» – загадочный, увлекательный, труднопостижимый.
Пифагор первым создал понятия, широко употребляемые в наше время, – Космос, Философ, Гармония сфер. Если принять во внимание, что имена давались не произвольно, а посредством их выражали самоё существо, сокровенную природу явлений и вещей, то становится очевидным – изобретенные термины органично вписываются в систему представлений о Логосе Мироздания.
«Клянусь воздухом, которым дышу, клянусь водой, которую пью, не извергну я хулы на это учение (логос)», – восклицал Пифагор, утверждая истину словом и делом.
Слово Мудрец было широко известно в древнем мире. Кроме Семи (Солон, Фалес и др.), Мудрецами называли умнейших, тех, кто постиг глубоко вечно сущее, Первоначала. Уже Фалес учил, что «Бог – это ум Вселенной, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств», и вместе с тем Богом он считал «То, у чего нет ни начала, ни конца».
Вселенная представлялась как творение сфероидального Бога, высшего Разума. Божественная мудрость недоступна людям ввиду своей безграничности.
Поэтому «Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа может быть подобающе назван любомудром (философом)».
Уже в те времена наряду с видимым звездным Космосом выделялась незримая Сфера, преисполненная высшим разумом и «заселенная» божествами, подчиненными Зевсу. Эти низшие Боги, состоявшие между собой в разной степени родства, обладали разной мерой разума и могущества.
В стихах Гомера, Гесиода, в орфической теогонии не только воспевается творение мира и создается генеалогия Богов во главе с всемогущим Зевсом, но вместе с тем очерчивается и сфера их обитания.
Эта невидимая область имеет полярную структуру, сложную иерархию, в ней пребывают Боги и Титаны, там оказываются и души людей после жизни. В зависимости от земных деяний они либо приобщаются к божествам, либо остаются в Аиде (Тартар). Подобные Сферы имеют все мировые религии.
По-видимому, Семь Мудрецов, о которых говорится не только в древнегреческом эпосе, но ведется речь и в теогонии Индии, Вавилонских и других сказаниях, олицетворяют высшую духовную структуру, а также меру приобщения Человека к божественному знанию. Гармонию Сфер и числовые пропорции умопостигаемого Космоса, несомненно, хорошо знал Пифагор.
В «Тимее» Платон описывает сложную схему созидания Демиургом Универсума, в котором встречно вращающиеся Сферы подразделяются на доли и роды движения, где главенствует Семерка.
В дальнейшем, используя труды пифагорейцев и платоников, гностики разработали целый ряд теорий эманации, где Имя и Образ Творца, вся геометрия Предвечной духовной структуры воспроизводились в ритме Седмиц.
Существует много свидетельств, что издревле и повсеместно существовал общий закон «умственных занятий», о котором еще египетский Жрец поведал Солону: «с самого начала наш закон, исследуя космос и из наук божественных выводя науки человеческие, вплоть до искусства гадания и пекущегося о здоровье искусства врачевания, а равно и всех прочих видов знания, которые стоят в связи с упомянутым».
Закон диктовал дедуктивный принцип: от Общего Целого переходить к Частям Особенным и далее – к Отдельным Единичным фактам и телам. Поэтому исток пифагорейской науки о Числах, о животворящей Тетрактиде коренится в той высшей универсальной Сфере, которая издревле связывалась с самым могущественным Божеством, с Триединым и Первоединым, с Абсолютом.
Именно высшая Предвечность, загадочное обиталище Непознаваемого Творца, является наиболее высокой и таинственной. Здесь царит Первоединое, Безымянно-Всеимянное Божество, высший Разум, исторгающий в Молчании Первое созидающее Слово. Этот Первозданный Прообраз – высшая универсальная Сфера отождествлялась со всемогущим Богом.
Логика суждений неизбежно подводила к выводу: Бог Всемогущ, значит Он должен быть Один, а поскольку Он Один – значит повсюду подобен, все видящий, слышащий, господствующий, а коль повсюду себе подобен – стало быть шарообразен, не конечен и не бесконечен, не имеет предела и не беспределен, недвижим и не неподвижен.
Он есть Одна универсальная вечная сущность, разом пребывающая в центре и во всей периферии, ибо Бог есть Единое. Из Первоединого истекает спиралевидный поток Времени и Пространства, этапы и циклы которых обусловливают становление Мира, Вселенной, Человека. Для Философа Космос представлялся тождественным и живым организмом.
Издревле считалось, что эта Сфера высшего разума, где предначертаны План и Судьба всего Мироздания, умопостигаемая Человеком лишь частично. Но во все времена Мудрецы стремились познать и воспроизвести Высшую Сферу, обитель Богов, где «Тайная гармония лучше явной».
«Все есть Число и все из Числа», – утверждал Пифагор, афористично определив суть своего учения. Но это, по-видимому, усеченная формула, хранящая более глубокий секрет. Есть косвенные свидетельства, что в полном виде выражение звучало так: «Все из Первочисла Семь и все есть Седмица».
И здесь необходимо затронуть вопрос: о каком Числе ведется речь? «Как у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле и сделкам, – свидетельствовал Прокл, – так и у египтян геометрия была изобретена по указанной причине.
Съездив в Египет, Фалес впервые перенес эту науку в Элладу; многое он открыл сам, а принципы многих [других знаний] указал тем, кто пришел после него: одно он изучал в более общем виде, другое – в более чувственном».
Достойный своего учителя Пифагор посвятил себя изучению именно общих Чисел, которые выражают не простой счет отдельных осязаемых земных предметов, не служат для пересчета каких-либо множеств, нет, эти Числа универсальны, они изначально присущи созерцаемым разумом идеям (эйдос).
Их называли божественными, а чаще –эйдетическими Числами, поскольку они своим геометризмом как бы очисляют и оформляют все идеально-вещественное, все что было, есть и будет существовать в необозримом Космосе. Пифагорейская Гармония Мира окрашивается и проницается вездесущим эйдетическим Числом, и потому – «Все есть Число».
«Все из Числа», – поскольку Всемогущий Бог-Творец есть Едино-Один. Число полярно, ему изначально присущи противоположности. Если Нечет+Чет и декада свойств Числа уравновешены, то образуется идеально очисленная Сфера. И самая главная Сфера есть Голова, (Альфа+Омега), образованная Первочислом Семь, из которого разворачивается все полярное Мироздание.
Между полюсами полная гамма числовых сочетаний. Число, разнообразно оформляя и очисляя Универсум, воплощает Вне и Внутри всех обитающих тел, предметов, вещей, свои декадные качества и свойства, сохраняя в каждом роде и виде, во всех именах и словах свой сокровенный числовой смысл.
Иначе говоря, пифагорейское учение подводит к мысли, что само непостижимое Божество, Первоединое, и отпавший от высшего Света и Добра злотемный Аид (Тартар), и заключенный между ними Мир, все многообразие существ и вещей, – «все причастно числу». Эти Числа, проницая структуру каждого эйдоса, проявляются в природе вещей как «явленная тайность», как умопостигаемый числовой знак.
Пифагорейское кольцо с печаткой
Число пять ассоциировалось пифагорейцами с искусством лечения, и пентаграмма, или пятиконечная звезда, была для них символом лечения. Приведенная выше фигура представляет магическое кольцо с камнем-талисманом, на котором нанесена пентальфа, или звезда, образованная пятью различными положениями греческой Альфы.
По этому поводу Альберт Маккой писал: «Ученики Пифагора, которые были действительными изобретателями талисмана, помещали в каждый из ее внутренних углов по одной букве греческого или латинского слова, оба из которых означают «здоровье».
Таким образом, делались талисманы здоровья. Пифагорейцы вставляли эти слова перед посланиям своим корреспондентам. Но использование талисмана не ограничивалось кругом учеников Пифагора... талисман использовался на Востоке как средство предохранения от злых духов».
Число 5 обладает удивительным свойством «сохранять» самого себя при последовательном умножении, чередуясь с совершенным числом 10 до бесконечности: 5-10-15 и т.д., аналогичное бесконечное чередование: зерно - растение - зерно и т д. Тем самым число 5 подражает космогоническому первоначалу: подобно тому как оно заимообразно порождает из самого себя космос, а из космоса самого себя...
Соединение пятерки с самой собой не рождает ничего несовершенного или чужеродного, но имеет определенные превращения, а именно порождает либо саму себя, либо декаду, т.е. либо свое, либо совершенное.
"Золотые стихи" Пифагора
"Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.Пусть, что важнее всего, твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать, - подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
Меру во всем соблюдай - в еде и напитках,
И упражняй свое тело, мера есть то, что не в тягость.
Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.
Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.
В успокоительный сон не должно тебе погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
Именем клятву даю открывшего нам четверицу,
Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончаньи. Помни,
Так мирозданье бессмертных и смертных постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен
Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.
Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род есть и в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Явства, сказал я, оставьте, что я указал в очищенье
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знаньем - лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.
Великие Пифагорейцы"
Стремление точно исчислить и предсказать грядущее – могучий источник интеллектуальной энергии. Древние летописи богаты драматическими событиями, в фокусе которых часто было Пятикнижие Моисея. И Книга Закона играла не пассивную роль. Напротив, ее влияние на умы людей расширялось и возрастало с каждым столетием.
Конечно, характер этого влияния во многом зависел от глубины понимания Закона, от полноты постижения сокровенного Логоса. Тора – это диалектический айсберг, имеющий крутую вершину и глубокую подводную часть. В истории были Мудрецы-одиночки и секты провидцев, коим удавалось постичь весь Универсум Торы.
К сожалению, исторические и теологические причины не способствовали развитию науки о числах. Фрагменты воззрений Пифагора есть в сочинениях Платона и Аристотеля, Плотина и Оригена, Порфирия и Диогена Лаэртского, Боэция, Николая Кузанского и других философов.
Числовая наука, как вспышка яркой звезды, всегда появлялась на изломах эпох, помогая искать ответы на мучительные вопросы истории, и вновь исчезала в неведомых глубинах, словно меркла в пучине времени. Пифагор, пожалуй, был первым среди эллинов, кто постиг тайну Тетрактиды («Четверицы») и сделал ее достоянием своих учеников.
Уподобляя своего Учителя Богу, его последователи клялись, подтверждая верность своих теоретических изысканий: «Будь свидетелем тот, кто людям принес Тетрактиду, Сей для бессмертной души исток вековечной природы!» Высший авторитет Пифагора был общепризнан, и выражение – «Сам сказал» – было знаком уважения к Учителю и доказательством истины.
Платон стал первым, кто в своих сочинениях придал пифагореизму высокое мифологическое звучание. Ключ Пифагора подтверждает, что поиск не бывает напрасным.
Этот Ключ – Тетрактида. Конечно, Тетрактида не простая отмычка, не упрятанный где-то дешифратор. Иметь «тетрактидный» Ключ – еще не означает уметь открыть Замок.
Ключ Пифагора – это метод мышления и деятельности, требующий рассматривать Макрокосм + Микрокосм как живой организм, возникший на основе мистической системы Чисел по предвечному Плану, который был предначертан как Единый замысел Божий.
И потому – вся жизнь, сам Человек и все окружающие его существа и предметы должны соответствовать изначальному принципу, т.е. все они должны иметь свое собственное Число.
Искателей издавна занимали вопросы: кто разработал систему тайных исчислений? Где истоки и пределы Первочисел? Каким образом Числа–Идеи проявляются в конкретных существах и предметах? Каковы значения эйдетических Чисел для отдельных вещей?
Филон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. – ок. 40 г. н.э.), глубоко почитавший пифагорейско-платоновскую теорию чисел, был убежден, что вся она заимствована из Пятикнижия Моисея. Более того, Филон применяет учение пифагорейцев для толкования Библии, для проникновения в ее логическую и числовую структуру.
В библейском Логосе, как и многие первохристианские гностики, он усматривал скрытый Закон, тождественный закону природному. Но многие Числа и Факты истории свидетельствуют о том, что Тайна тайн залегает глубже, эзотерический Логос был создан раньше, но, укрытый в Библии, он в ней лишь надежно сохраняется.
Загадочный Ключ, позволяющий открыть путь к священному Закону, существует. Более того, им овладевали, плодотворно пользовались и вновь утрачивали или прятали.
Древние мыслители, и в первую очередь создатели Священных Писаний, строго соблюдали этот Закон. Пифагорейская теория Чисел, точнее, те фрагменты, что от нее сохранились, не дают ответа на многие вопросы. Однако учение пифагорейцев указывает направление поиска и помогает подобрать Ключи к текстам Священного Писания.
В свое время были массовые движения, группы, школы, секты, которые постигали эзотерические глубины Священного Писания и разрабатывали затем свои учения. Подобный метод ныне называют – «мозговой штурм». Он широко применялся во времена первохристиан. Еще раньше к нему обращались пытливые адепты древнесемитских общин, чтобы найти и восстановить забытый Закон.