Пророчества Василия Блаженного

Пророчества Василия Блаженного

Василий Блаженный – московский юродивый, пророк и чудотворец, мощи которого покоятся в приделе Троицкого храма, который вместе с Покровским собором «что на рву» стал в народе именоваться храмом Василия Блаженного – был одним из самых необычных русских святых.

Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит его память, хотя он был не первым, не единственным и уж точно не самым сильным провидцем в российской столице. Но он оставил в тени своих товарищей, поскольку был чрезвычайно популярным; все в Москве – от нищих до царя, не случайно прозванного Иваном Грозным – любили и почитали его больше всех прочих.

А потому об иных его сотоварищах сегодня известно очень мало. Так, Максим Блаженный – первый московский юродивый и чудотворец – после своей смерти 11 ноября 1434 года оставил после себя в истории лишь несколько афоризмов: «Побьют – повинись да пониже поклонись…» «Не плачь битый, плачь небитый…» «Оттерпимся – и мы люди будем…»

И вовсе безымянным остался московский юродивый, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование очередного великого князя московского. Так и вышло – во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иван IV Васильевич, не случайно впоследствии прозванный Грозным.

Мало кто слыхивал и об Иоанне Большом Колпаке, прозванном так потому, что круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке.

А ведь это он публично при всем народе обличал во всех грехах Бориса Годунова и предсказывал его нелегкую судьбу. Кстати, именно Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака.

Похороны его летом 1589 года сопровождались страшной грозой, молнии которой стали причиной нескольких пожаров; многие увидели в том предзнаменование Смуты.

И все-таки самым любимым и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. Именно в его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий и в самом деле побирался) в храм Василия Блаженного. Почему?

Блаженными или юродивыми на Руси издавна именовались люди, у которых, как говорится в народе, «не все дома». Они и в самом деле были людьми с психическими отклонениями.

Но в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет и наставляет сам Господь. «Раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, то, значит, его устами говорит Бог», – считали верующие.

Что касается Василия Блаженного, то с ним и в самом деле получилось так. Согласно официальному житию, он родился в 1469 году в подмосковном селе Елохово. Причем родители его, крестьяне, долго были бездетными.

И мать с отцом ходили на богомолье, по святым местам, чтобы вымолить ребенка. И тогда, гласит предание, Бог услышал их молитвы. Причем долгожданного сына мать его Анна родила прямо на паперти Богоявленского собора в Елохове.

Когда Василий подрос, его отдали учиться ремеслу сапожника. И тут произошел случай, который определил дальнейшую судьбу юноши. Однажды в мастерскую зашел купец и заказал сапоги. Причем он просил сделать их такими, чтобы не сносились за год. Василий прослезился: «Сошьем такие, что ты и вообще не износишь их».

После ухода заказчика мастер спросил ученика, что тот имел в виду. Василий ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. В самом деле так и случилось: через несколько дней купец скоропостижно скончался.

После того как за Василием было отмечено еще несколько пророчеств, стало понятно, что сапожником ему не бывать. В 16 лет он перебрался в Москву и стал юродивым. В палящий зной и трескучий мороз он нагой и босой ходил по улицам Москвы.

Поэтому впоследствии, в отличие от других святых, на иконах он всегда изображен обнаженным: «Наг весь, брада курчевата, в левой руке плат, правая молебна». И «телом смугл от солнечнаго горевания».

Житие Василия Блаженного описывает, что многие поступки юродивого на первый взгляд казались странными: то он опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били юродивого, но он принимал побои даже с радостью. А потом обнаруживалось, что эти продукты были не пригодны в пищу. Так, в муку разбросанных калачей пекарь, по его собственному признанию, подмешал мел для белизны теста.

А однажды блаженный на глазах потрясенных богомольцев совершил и вообще из ряда вон выходящий поступок – разбил камнем чудотворную икону Божией Матери у Варварских ворот, уверяя, что под святым изображением скрыт черт. Иконописца привлекли к ответу, и тот сознался, что и в самом деле образ Богородицы написал поверх изображения черта.

Весть о том случае достигла царя Иоанна Грозного, и он пригласил юродивого в свои палаты. А тот возьми и предскажи великий пожар в столице.

И на самом деле, на другой день, 24 июня 1547 года, начался великий московский пожар, уничтоживший добрую половину города. Причем он начался именно там, в том месте, где «плакаша неутешно» юродивый: «Загореся Воздвижение на Арбатской улице…»

По словам Карамзина, «вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезали, каменные распадались, железо рдело, как в горниле, медь текла. Рев бури, треск огня и вопль людей от времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и в других частях города».

Сохранилось воспоминание и о том, как Василий Блаженный странно дерзко повел себя на пиру у Ивана Грозного. Трижды он выплеснул на пол поднесенную ему от царя чашу с вином. А на окрик разгневанного царя ответил, казалось бы, и вовсе бессмыслицей: «Я тушу пожар в Новгороде…»

Лишь через несколько дней стало известно, что в Новгороде и в самом деле вспыхнул пожар, истребивший чуть ли не полгорода, но потом как-то странно затухший как бы сам собой…

В день, назначенный им самим, Василий слег, чтобы больше не встать. Незадолго до кончины его посещал сам царь с царицей Анастасиею и сыновьями. Каково же было удивление всех присутствующих, когда Блаженный старец на смертном одре напоследок предрек, что царствовать предстоит младшему царевичу Федору, а вовсе не Ивану.

И опять-таки все произошло так, как и предсказал юродивый. Царь, как известно, в приступе гнева сам убил своего старшего сына, проломив ему голову посохом.

Умер Василий Блаженный 2 августа по старому стилю (или 15 августа по новому) 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал обряд погребения.

Тело Василия Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву близ Кремля. Через два года на этом месте стали строить Покровский собор в память покорения Казани.

Чуть позже царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного и соорудил для мощей его раку из чистого серебра с позолотой. А на шелковом покрове был изображен святой Василий в окладе из драгоценных камней и жемчугов.

Почитание святого Блаженного Чудотворца Василия оказалось настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь стали именоваться со временем храмом Василия Блаженного. Серебряное надгробие и покров не сохранились, а святые мощи Василия Блаженного находятся сейчас в земле. А вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

К сказанному остается добавить, что юродивый, согласно летописям, предсказал: «Целый век Россия проживет без царя, а правители уничтожат многие церкви. Потом их восстановят, да только народ служить возьмется не Богу, а золоту. Затем уляжется внутренняя смута, а после 2009 года для страны и вовсе наступит Золотой век».

Просмотров: 1423

Агент ангелов Джон Ди

Пророчества Йоркширской ведьмы